|
![]() ![]()
Чтобы добавить игрушку нажмите на её изображение в каталоге и перетащите в корзину,
либо нажмите на иконку
![]() Газета Деда МорозаПервый день в году
Опубликовано: 10.09.2013
Российской традиции отмечать новый год 1 января всего триста лет от роду, и началась она с Петра Первого, который завез ее из Европы. В допетровские времена Ново Летие на Руси отмечали в марте, что совпадало с началом возрождения природы, а в 1492 году по указу Ивана III праздник сдвинулся на осень - 1 сентября. В этот день на соборной площади Кремля сооружали помост, покрывали его персидскими и турецкими коврами, устанавливали на нем аналои для Евангелий и икон, а также два трона: справа – для царя, слева – для патриарха. Празднество начиналось со звона колоколов, под который к народу выходил патриарх и российский самодержец в золотых одеждах, шапке Мономаха, со скипетром и державой. Затем совершалась новогодняя служба, патриарх и царь произносили торжественные речи, после чего они удалялись на обедню в Благовещенскую церковь. Так до своего «совершеннолетия» отмечал Новый год и сам Петр Первый. Однако в 1697 году молодой царь отправился в Великое посольство. Побывав в Англии, Голландии, Австрии, Риге и других европейских городах, он проникся западными нравами и по возвращении в Россию (в августе 1698-го) тут же начал переделывать наш «дикий край» на европейский манер: вместе с «немецкими платьями» и бритьем бород пришел к русскому народу и зимний новый год. Осенью 1699-го Русь в последний раз встретила «первый день в новом году» по древнему обычаю. Через 4 месяца, 19 декабря, Петр I издал указ, согласно которому ново летие начиналось именно 1 января, а летоисчисление велось не от «сотворения мира», а по-европейски — от Рождества Христова. Так 7208 год стал годом 1700-м. Интересны свидетельства о том, как Петр переубеждал бояр, стоявших на том, что «Бог не мог создать Землю посреди зимы». Он показывал невеждам глобус, объясняя, что «Россия — не весь мир, и когда у нас зима, то по другую сторону экватора в это же время всегда царит лето». В том же указе Петр Первый дал точные «инструкции» народу, как следовало в этот праздник веселиться: зажигать ночью праздничную «иллюминацию» из костров прямо на улицах, украшать дома плошками с горящим маслом, ставить на дворах украшенные еловые, сосновые или можжевеловые деревья. Сопровождали каждое торжество и фейерверки, которые так любил царь. Это были целые представления, которые не только веселили зрителей, но и прославляли победы в войнах с врагами России, внутренние преобразования, отражались в них и планы государевы на будущее. Праздничной считалась и вся следующая за 1 января неделя. Все эти дни столица пировала. Время от времени Петр I со своим окружением - Всешутейшим и Всепьянейшим собором – разъезжал по Москве в санях, запросто заглядывал в любой из дворов, чтобы поздравить с праздником, а заодно и проверить, насколько тщательно исполняется царский указ. |
|
|||
|