|
![]() ![]()
Чтобы добавить игрушку нажмите на её изображение в каталоге и перетащите в корзину,
либо нажмите на иконку
![]() Газета Деда МорозаНовый год в мае
Опубликовано: 06.06.2014
С недавних пор в календаре жителей нашей страны появились весенние каникулы - идущие один за одним выходные дни в мае, когда мы отмечаем праздник весны и труда, а затем победу в Великой Отечественной войне. Неделю демонстраций, парадов, концертов на центральных городских площадях и вечерних салютов в народе окрестили майским Новым годом. Очевидно, по аналогии с широкими январскими гуляньями, когда вся страна под бой курантов и брызги шампанского отмечает новолетие. Не смотря на шуточный подтекст, народ не так уж и ошибается: есть в мире место и майскому Новому году. При этом одна из таких традиций территориально нам очень близка, потому как чтят ее в Республике Саха – в Якутии, которая, как известно, занимает пятую часть России, являясь одним из самых крупных и загадочных регионов нашей страны. Итак, 22 мая якуты отмечают Сааскы Ньукуолун – День Святителя Николая Чудотворца или начало летней половины года. А согласно поверьям народа саха, именно с наступлением лета природа пробуждается, обновляется, возрождается и жизнь начинается как бы с чистого листа. Если же уходить от метафизической трактовки праздника, обращаясь к бытовой и более практической его стороне, то окажется, что к концу мая просто заканчивались запасы сена, заготовленные жителями Якутии еще осенью, а домашний скот переходил на свежий подножный корм – суровая, в некотором роде, пора закончилась, можно сделать короткую передышку перед началом посевной и нелегкой борьбы за будущий урожай. Якутский Новый год начинается с поздравления Эхээ Дыыла – местного Деда Мороза. Затем наступает время обрядов – они проводятся чередой: обряд поклонения Солнцу или благословения, обряд очищения, обряд украшения языческого прототипа новогодней елки - березы - саламой (лентами с колокольчиками). Праздник дополняется и традиционными забавами: разжиганием костра без спичек, разжиганием первого в наступившем году дымокура, переодеванием в летнюю одежду, кумысопитием. Финальным аккордом мероприятия становится осуохай - хороводный круговой танец якутов, во время которого танцующие, взяв друг друга за руки, перемежаются с ноги на ногу, двигаясь в неторопливом темпе, который задается песней ведущего или осуохайдьыта. Ровно через месяц, в день летнего солнцестояния, якуты отметят еще один Новый год – Ысыах. Центральным персонажем этого праздника станет повелитель холода Чисхан. Ысыах отмечается народом с еще большим размахом… однако об этом мы поговорим, когда наступит подходящее время. А пока продолжим рассказ о майском Новом годе. Такой нашелся еще и среди многочисленных праздников, отмечаемых жителями Индии, в частности – жителями штата Ассам, который нам знаком благодаря чудесному чаю. (Правда, в некоторых источниках май ловко заменяется на апрель – вероятно, сказывается разность летоисчислений и менталитетов.) Официальное название этого праздника, символизирующего начало посевного сезона, - Бохаг Биху, неофициальное – Фестиваль веселья. Торжества длятся несколько дней и сопровождаются фольклорными выступлениями, танцами, романтическими песнями, ярмарками, распродажами, а также театрализованными представлениями и спектаклями. Первый день Бохаг Биху называется Фестиваль Коровы – священного животного, которого чтят не меньше богов; в канун праздника животных моют, и вкусно кормят. Второй день – Фестиваль Человека; в этот период люди выплачивают дань старейшинам и родственникам. Третий день ассамского Нового года посвящен религиозным мероприятиям. Бохаг Биху – главный из «новых годов» штата Ассам. Есть еще два – зимний Kaati Bihu (Фестиваль Бедняков) и осенний Maagh Bihu (Фестиваль Продуктов Питания). Но, пожалуй, и о них мы вспомним позже – собственной, зимой и осенью. В нашей условной рубрике «Новый год каждый день». |
|
|||
|