Сказка - http://atlasart.ru
 
 
 
 

 

 

(495) 648-13-08, 662-47-56 (812) 363-43-32   Обратный звонок   Вход для клиентов   Регистрация
 
 
 
 
Чтобы добавить игрушку нажмите на её изображение в каталоге и перетащите в корзину, либо нажмите на иконку
Купить игрушку. которая появится если навести мышкой на изображение игрушки и если игрушка есть в продаже.
 
 

Бонусная программа

Газета Деда Мороза

Начало времени

Начало времени  

В ночь с 26 на 27 февраля жители Республики Тыва отметили Шагаа – традиционный праздник проводов старого и встречи нового года. Тувинцы, как и все буддисты, живут по лунному календарю, именно поэтому приход Нового года несколько смещен относительно «общемировой» даты и приурочен к новолунию. При этом точную дату праздника определяют Ламы и ежегодно утверждает Верховный Хурал (парламент) Тывы.

 

Название 

Глубокий смысл праздника заложен в самом его названии. По одной из версий, слово «шагаа» происходит от сочетания «шагның чаазы», что в переводе на русский язык означает «начало нового времени», то есть начало нового цикла, жизни или года по лунному календарю. 

По другой версии, тувинское «шагаа» образовано от слов «шаг» (время) и «аа» («молозиво», «первое молоко»). Согласно преданиям, с наступлением Шагаа Мать-Земля пробуждается, начиная кормить своими соками («аа») все живое, за что люди и должны ее отблагодарить.

 

Философия праздника 

Традиции празднования Шагаа своими корнями уходят в глубокую древность и связаны с философской категорией времени, когда уже завершены сельскохозяйственные работы уходящего года и начинается подготовка к работам нового цикла; в этот момент проходит разрыв между прошлым и будущим, сопровождающийся борьбой добра со злом. 

Именно поэтому Шагаа наступает не в полночь, а с восходом солнца в первый день нового цикла: тувинцы верили, что с часу до 6 утра – время злых духов, которые отступают с приходом сумерек. Точное время наступления Нового года они также определяли по собственной руке: считалось, что смена ночи и дня происходит в тот момент, когда становится возможным разглядеть линии на раскрытой ладони. Этот момент называется «шагаа бажы чаларады» – «голова шагаа оказалась». 

Приход Нового года тувинцы празднуют три дня подряд: участвуют в молебнах, играют на музыкальных инструментах, поют, слушают сказителей, устраивают игры и гадания.

 

Традиции и обычаи 

Обряды Шагаа воплотили в себе лучшие традиции народного опыта, знаний, мудрости. 

Накануне праздника проводится первое очистительное действо «бүдүү» («канун») или «чапсар» («перерыв»). С его помощью каждый человек должен основательно подготовиться к новому году: внешне - прибрав в собственном доме, и внутренне – очистив свои мысли и устремления. В рамках этого обряда тувинцы выносят ковры, постель, одежду и обувь на улицу, чтобы вытряхнуть на снегу, все старое - выбрасывают или сжигают, приговаривая: «Пусть все плохое очищается! Пусть из меня, бедного живого существа, все плохое выходит». Не зазорно и самому поваляться в снегу. Старики в это время произносят благопожелания: читают мантры, испрашивают благословения и благополучия родным и близким, да и вообще всем живым существам. 

В ночь на Шагаа нужно как можно позже лечь спать: считается, что с 3 до 6 утра Будда объезжает на своей колеснице землю, чтобы пересчитать живых существ (спящих он считает за мертвых) и преподнести в дар каждому свое благословение. 

Ранним утром первого дня Шагаа в буддистских храмах совершается ритуал «чула кыпсыр» («зажжение лампады») перед божествами буддийского пантеона, который сопровождается мольбами о благополучии и просьбами уберечь от зла в наступающем году. Женщины в это время варят «сүттүг шай» («чай с молоком») и готовят обильное угощение, состоящее из молочных и мясных блюд, а мужчины – ведут приготовления к обряду «саң салыр» (возжигание можжевельника для ритуала «очищения огнем»). 

«Саң салыры» возводят на стороне, где восходит солнце: на сооруженной из снега небольшой горке устанавливают три больших камня и на них устраивают жертвенный костер. На костер кладут можжевельник, а затем «чем үстүн» или «чем дээжизин» — самую почетную и лакомую, в том числе, жирную часть принесенной еды. Это своего рода подношение божествам, в том числе хозяевам местности, а также и «угощение» самого огня. На рядом растущем дереве повязывают ритуальные ленточки — «чалама», которые кроме прочего, создают особую праздничную атмосферу. 

После того, как мужчины, очищенные огнем, возвращаются домой, совершается еще одно важное действие Шагаа — «чолукшуур» или особое приветствие старших в роду. Сам термин происходит от корня «чол», «чол-кежик» («дар», «благо», «счастье»). Во время такого действа младший протягивает в почтительном поклоне старшему обе руки с раскрытыми ладонями вверх и старается дотронуться до его локтей; старший же возлагает на них свои руки ладонями вниз. В этом жесте сокрыт глубоко сакральный смысл: в тувинском мире возраст человека имеет особое значение; при этом особым умом, огромным житейским опытом, а потому и заслугами наделен именно пожилой человек - дотрагиваясь до локтей старшего, младший испрашивает у него мудрости и долголетия.

 

В первый день Шагаа также принято ходить друг к другу в гости, обмениваясь подарками. В качестве последних приветствовались: молочные продукты, белый кадак (обрядовый шелковый платок), белый мех и т.д. Белый, потому что именно этот цвет ассоциируется у тувинцев с представлением о счастье, которое заключается в изобилии скота и всего, что является производным от него: мяса, молока, шерсти, меха.

 

Важнейшая особенность празднования Шагаа – запрет на употребление спиртных напитков; тувинцы с давних времен считают горячительное «аза суксуну» – напитком чертей. 

А еще в старину по Шагаа определяли возраст, приговаривая: «Я встретил столько-то шагаа». Новорожденный считался годовалым, а рожденный накануне шагаа – двухлетним.

 

***

Шагаа - это бытовой и религиозный праздник, который призван достойно встретить весну и новый цикл жизни, обеспечив таким образом человеческому роду счастье, благополучие и достаток в наступившем году. Кроме того, Шагаа – это время единения родных и близких людей, повод для воспитания в молодом поколении почтительного отношения к возрасту человека, умения ценить и уважать время и жизнь.

 

Назад к списку статей
 
 

Заказать звонок

Нет времени или возможности позвонить? Оставьте свой номер телефона и наш менеджер свяжется с вами в течение 15 минут.