Сказка - http://atlasart.ru
 
 
 
 

 

 

(495) 648-13-08, 662-47-56 (812) 363-43-32   Обратный звонок   Вход для клиентов   Регистрация
 
 
 
 
Чтобы добавить игрушку нажмите на её изображение в каталоге и перетащите в корзину, либо нажмите на иконку
Купить игрушку. которая появится если навести мышкой на изображение игрушки и если игрушка есть в продаже.
 
 

Бонусная программа

Газета Деда Мороза

Потешные огни: Россия

В предыдущей статье мы рассказали о рождении «огненного мастерства», его распространении по Европе и связанных с ним международных рекордах. Нынешняя же заметка посвящена появлению пиротехнического искусства в России.

Начало 

     

Первые упоминания о прототипах фейерверков относятся к XIV веку – времени правления князя Дмитрия Донского. Они представляли собой специальные трубки, заполненные «горючей травой», которая при поджигании выбрасывала в воздух снопы искр.

На государственном уровне устройством фейерверков стали заниматься уже при Иване Грозном, когда в артиллерии начали использовать порох: в стрелецком полку даже была введена должность «порохового заведующего», в чьи обязанности, помимо военных, входило изготовление и запуск «потешных огней». Некоторые источники утверждают, что Лжедмитрий I, выдававший себя за чудом спасенного сына Ивана IV, устроил большой фейерверк на Москва-реке в ознаменование своего бракосочетания с Мариной Мнишек.

При дворе царя Михаила Федоровича (1596 -1645 гг.) была учреждена «потешная палата», в обязанности которой входила организация развлечений, в том числе «огненных».

Однако первый документально подтвержденный российский фейерверк был устроен в 1674 году во время царствования отца Петра I – Алексея Михайловича. Действо развернулось в Великом Устюге (на территории современной резиденции Деда Мороза, на минуточку!) для увеселения голландских купцов. Дебют массового пиротехнического представления состоялся при царевне Софье Алексеевне в 1683 году на Воробьевых горах, для него использовались фейерверки, завозимые из Германии и переделанные российскими умельцами на особый лад.

Петр Великий

Небывалый расцвет искусства пиротехники связан с именем Петра I: он с детства увлекался фейерверками и самолично строил огненные пирамиды и пиротехнические картины – с дворцами и беседками, библейскими сюжетами, фонтанами и водопадами.

Так, на 18-летие будущего императора России, 26 февраля 1690 года, было устроено сложнейшее огненное представление – небо озарилось сотнями искр, которые сложились в полотно «Геркулес раздирает пасть льва». А иные пиротехнические-шоу могли длиться неделями, и это несмотря на их дороговизну: один залп стоил около 10 рублей (для сравнения: за корову в эти годы отдавали 3 рубля).

Будучи уже молодым царем Пётр превратил просто “потешные огни” в непременный атрибут празднования Нового года, Рождества, Масленицы, придворных торжеств (“все знатные люди, дворяне, служилые люди и купцы должны выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится"), а также воинских достижений. Последнее император объяснял стремлением “приучить своих подданных к славе и воинским подвигам”, по сути, это было наглядное разъяснение результатов и значения побед, ради которых солдаты и терпели все тяготы и невзгоды армейской службы. Известно, что первый “военный” фейерверк в нашей стране состоялся 21 декабря 1709 года, когда после победы в Полтавской битве в Москву со стороны Серпуховской заставы вступили российские войска во главе с самим Петром I.

Кроме того, император не уставал интересоваться зарубежными достижениями в области пиротехники: выписывал из-за границы всевозможные издания, посвященные этой науке, и вскоре стал обладателем самой большой библиотеки о фейерверках. А для устройства огненных представлений он привлекал иностранных пиротехников, проживавших в "немецкой слободе". Правда, к тому моменту и русские мастера научились не хуже своих иноземных коллег изготовлять фейерверки, чему, в частности, способствовала деятельность основанного Петром I “ракетного заведения”, специалисты которого, кроме всего прочего, определили точные величины наружных диаметров фейерверочных гильз, существенно улучшили качество и разнообразие составов. Например, при изготовлении фейерверков стали применяться искристые, искристо-форсовые, серные, селитро-серные с добавлением окрашивающих солей составы, что значительно повысило зрелищность огненных представлений.

К началу XVIII века русские пиротехники освоили практически все виды фейерверков, известных в Европе. "Верховые" фигуры были представлены ракетами и шутихами, "срединные" — римскими свечами и бураками (толстостенная гильза с поперечным сечением, которая выпускает вверх до 25 маленьких ракет одновременно), "низовые" — фонтанами, форсами (сноп искр), шлагами (хлопушки), марсовым огнем. Были среди них и те, что горели на воде – дукеры и квакеры.

Продолжая традицию

После петровской эпохи царствующий дом продолжал устраивать грандиозные фейерверки: на протяжении всего XVIII века пиротехнические представления занимали первостепенное место в программах различных праздников; в Петербурге специально для “просмотра” подобных мероприятий даже построили на стрелке Васильевского острова открытый театр (1730 г.). А однажды императрица Анна Иоанновна (1693 - 1740) организовала фейерверк, подготовка к которому велась в течение 10 дней силами 2000 человек! На создание огненных спектаклей, действительно, не жалели средств, к их организации привлекались даже ученые. Так, в царствование Елизаветы Петровны (1741- 1761) в этом процессе был задействован сам Михаил Ломоносов; именно ему принадлежит слава “первооткрывателя” фейерверка с иллюминацией.

В начале XIX века под руководством графа Алексея Аракчеева было разработано "Положение о фейерверках" (1809 г.), которое систематизировало и поставило под контроль государства производство и проведение фейерверков. Любой желающий мог заказать в военной лаборатории необходимое количество фейерверочных изделий для торжественных нужд. Также в XIX столетии фейерверочное искусство обогатилось двумя новшествами: ракетами с парашютом, время горения которых увеличивалось за счет медленного спускания, и боевыми ракетами, начиненными “звездками”, швермерами и “огненным дождем”.

XX век

           i.jpg

В начале XX века широкое распространение получили небольшие фейерверочные представления. Они устраивались на дачах, в городских парках и скверах как частными лицами, так и различными общественными учреждениями.

Последний фейерверк в дореволюционной России состоялся в августе 1915 года в честь взятия русскими войсками Перемышля.

После октябрьского переворота, в период с 1917-го по 1941 год проведением фейерверков занимались мастера-пиротехники, работавшие в парках культуры и отдыха и на киностудиях: представления были такими же, как и в начале века – небольшими по масштабу, без пышных декораций, зрелищный эффект обеспечивался за счет новых фейерверочных составов.

Во время Великой Отечественной войны фейерверки стали использоваться в ознаменование побед Красной Армии над немецко-фашистскими захватчиками. Первый из них был проведен 5 августа 1943 года в честь освобождения городов Орла и Белгорода. Самый мощный из боевых фейерверков состоялся 9 мая 1945 года, в День Победы, в Москве.

 

...В наши дни стало привычным устраивать фейерверки в дни государственных праздников, зачастую не обходятся без них и частные мероприятия, ведь яркое представление в небе способно украсить любую дату, подарив нам минуты волшебства.

 

Назад к списку статей
 
 

Заказать звонок

Нет времени или возможности позвонить? Оставьте свой номер телефона и наш менеджер свяжется с вами в течение 15 минут.