Белый месяц - газета деда мороза
 
 
Сказка - http://atlasart.ru
 
 
 
 
(495) 662-47-56 (812) 363-43-32   Обратный звонок   Вход для клиентов   Регистрация
 
 
 
 
Чтобы добавить игрушку нажмите на её изображение в каталоге и перетащите в корзину, либо нажмите на иконку
Купить игрушку. которая появится если навести мышкой на изображение игрушки и если игрушка есть в продаже.
 
 

Бонусная программа

Газета Деда Мороза

Белый месяц

Буддисты России встречают Новый год в феврале – по лунному календарю… 

В 2016 году у россиян стало на один выходной день больше. Правда, не у всех подряд, а лишь «избранных» - тех, кто близок к монгольской народности и исповедует буддизм. На территории нашей необъятной этим «параметрам» соответствуют коренные жители Алтая, Бурятии, Калмыкии, Тувы и Забайкальского края. Так, вот. По «правилам» буддизма Новый год наступает не привычного нам 1 января, а на месяц-два позже, для встречи последнего и решено было выделить дополнительный выходной. Цитируем: «Губернатор Забайкальского края подписал постановление, согласно которому первый день Нового года по лунному календарю для жителей региона объявляется нерабочим». 

В 2016 году буддистский Новый год наступил 9 февраля, во второе зимнее новолуние. Его традиционное название – Сагаалган, что с монгольского языка переводится как «белый месяц». При этом словом «белый» обозначается не снег, а цвет пищи: конец зимы – это время массового приплода у скота, и в изобилии появляется молочная - белая - пища («сагаан эдеэн»). 

Другая версия перевода – «творожный месяц», то есть время, когда на столах кочевников-скотоводов появлялся творог («цага»). Интересно, что эта версия относит нас к традиции осеннего Нового года, ведь на самом деле Сагаалган знали еще до эпохи Чингисхана, и отмечали в начале сентября, когда скотина уже не дает много молока, поэтому люди переходят на творог. Позже, в 1267 году, внук Чингисхана Хубилай под влиянием китайской астрологии ввел новый календарь, согласно которому новый год начинался уже в феврале, с нарождением на небе молодого месяца. В современной истории монгольских народов, проживающих на территории России, Сагаалган получил статус народного праздника 24 января 1990 года. 

Подготовка

К Сагаалгану принято готовиться с ноября, когда начинается забой скота: лучшие куски мяса замораживают, чтобы в праздник использовать для ритуальных подношений. 

За три дня до Нового года в буддистских храмах, дацанах, совершается особый молебен, посвященный десяти божествам-защитникам Учения. При этом наибольшее почитание среди них воздается богине Палдэн Лхамо, которая считается покровительницей столицы Тибета Лхасы. Согласно легенде, каждый год после очередной победы над мифическими чудовищами и спасения солнца, проглоченного владыкой ада Ямой, она спускается на землю, согревая её своим теплом, – отступают холода, уходит зимняя бескормица, начинается новый сезон в хозяйственной деятельности скотоводов. 

Непосредственно накануне Сагаалгана буддисты проводят тщательную уборку в домах, избавляясь от всех ненужных вещей: безжалостно выкидывают старые или сломанные вещи, вытряхивают постель, окуривают благовониями жилище и всех членов семьи, а также вывешивают на стенах изображения почитаемых божеств, зажигая перед каждым лампаду. 

С очищением связан и другой обряд, также проводимый накануне Нового года. Ближе к вечеру буддисты собираются у ритуального костра («дугжууба»), сооруженного перед дацаном из дров, обтянутого тканью и украшенного красными флажками из бумаги. В него принято складывать человечков, вылепленных из кусочков теста, которыми верующие обтираются утром, символически передавая им свои болезни и беды. После молебна лама освящает костер и разжигает его, а люди просят, чтобы вместе с ним сгорели все их злые помыслы, несчастья и неприятности уходящего года. 

В последний день старого года также принято готовить праздничные блюда. «Сагаалганской пище» придавалось магическое значение, способность содействовать процветанию и долголетию людей. Отсюда особые требования к внешнему виду угощений и посуде, в которой они подаются. 

Центральным блюдом новогоднего стола служит отварная баранья голова («теелай»). Обязательно готовятся буузы (рубленое мясо в тесте, приготовленное на пару), хушуур (аналог чебуреков), саламат (мучной кисель), бухлёр (суп из баранины). Другой непременный атрибут – молочные продукты: творог, сметана, молочное печенье и молочная водка («тарасун», «архи»). По мнению буддистов, именно молоко несет очищение, является символом хорошего удоя и приплода скота. 

Встреча нового года

Сагаалган наступает не в полночь, а на рассвете. Торжественные службы в дацанах заканчиваются к 6 утра. Согласно легенде, именно ранним утром в каждый дом заходит божество Палдэн Лхамо и подсчитывает бодрствующих – им богиня подарит свою защиту, а также удачу и успех; проспавшие, наоборот, упустят свое счастье на целый год. 

После утреннего туалета необходимо воскурить благовоние, сделать подношения трём драгоценностям (Будде, Дхарме и Сангхе), а на улице разбрызгать по всем сторонам света молочную водку, обратившись таким образом с поздравлениями к божествам и хозяевам местности. 

В первый день года также принято поздравлять родителей, преподносить им подарки на хадаке (это ритуальный шелковый лоскут синего или желтого цветов, обозначающих добрые пожелания и бескорыстие). Вручают хадак обязательно ладонями вверх, поддерживая руки старшего за локти: в совокупности этот ритуал обозначает чистоту помыслов и уважение к мудрости. 

На второй день Сагаалгана совершается обряд «запуска коня ветров» («хий морин») – освещенного ламой белого флажка с изображением коня или, согласно буддистской традиции, ангела хранителя конкретного человека или всей семьи. Хий морин привязывают к дереву или размещают на крыше дома, чтобы ничто не мешало ему развеваться на ветру. Считается, что «конь ветров» служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание высших существ и призывая божеств к помощи. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году. 

В целом празднования длятся в течение 30 дней – полный лунный месяц. Эти дни, в частности, благоприятны для посещения зургайши или астролога, который расскажет обратившемуся, что ждет в наступившем году именно его. 

***

И еще один интересный факт: Сагаалган считается днем рождения всех буддистов, именно в «белый месяц» каждый из них становится на год старше - вне зависимости от своего реального дня и месяца рождения.

Назад к списку статей
 
 

Заказать звонок

Нет времени или возможности позвонить? Оставьте свой номер телефона и наш менеджер свяжется с вами в течение 15 минут.